Как сидеть за рулем. Многие водители, даже имеющие
солидный стаж, часто не знают основных правил посадки за рулем и
манипуляций рулевым колесом или пренебрегают ими. Эти правила не
так уж сложны, но их выполнение в значительной степени облегчит
управление автомобилем и сделает езду более безопасной.
Однако, прежде чем садиться за руль, нужно выработать привычку к
осмотру автомобиля перед выездом. При этом осматривается
проезжая часть вблизи и под автомобилем (там могут оказаться
опасные предметы, животные, играющие дети), проверяются фары и
все внешние приборы сигнализации, чистота и целостность
остекления автомобиля, особое внимание состоянию шин и степени
их накачки.
Прежде всего научимся правильно садиться в кабину легкового
автомобиля. Левой рукой открываем дверь, становимся правым боком
к сиденью. Затем правую руку кладем на верхнюю дугу рулевого
колеса и одновременно заносим правую ногу в кабину к педали
тормоза, приседая на левой ноге и подав корпус назад. При этом
левая рука придерживает дверь от закрывания и опирается на нее.
Опустившись на сиденье, вы заносите левую ногу в кабину и
располагаете ее слева от педали сцепления. Правая нога находится
на педали тормоза.
Итак, вы сели за руль. Теперь необходимо правильно
расположиться на сиденье. Некоторые совершают большую ошибку,
садясь слишком близко к рулевому колесу или почти вися на нем.
Это приводит к тому, что при длительной езде у водителя быстро
устают руки и, главное, он не способен быстро и свободно
поворачивать рулевое колесо в случае необходимости. Неопытный
водитель садится инстинктивно близко к рулю, так как ему
кажется, что при этом виднее обстановка. Однако видимость и
обзорность от этого не улучшаются, а вот быстродействие рулевым
колесом ухудшается. Кроме того, не имея опоры спины, такой
водитель быстрее утомляется.
Современные автомобили имеют продольную и весовую регулировку
сиденья, регулировку угла наклона спинки, а некоторые и рулевого
колеса. Это позволяет с учетом индивидуальных особенностей
телосложения водителя подгонять рабочее место с учетом удобства
управления и обеспечения безопасности движения. Правильная
посадка способствует снижению утомления при длительной езде,
обеспечивает свободу движения и максимальный обзор, позволяет
прилагать минимальные психические и физические усилия для
управления автомобилем.
Прежде всего необходимо научиться правильно регулировать сиденье
по росту. Для этого, сев на сиденье (спина полностью прилегает к
спинке), отрегулируйте его так, чтобы ноги свободно доставали до
педалей в прижатом состоянии. При этом угол в коленном сгибе
должен составлять 120—150° (для легковых автомобилей), а
вытянутая не полностью распрямленная рука (левая) запястьем
касается верхней точки рулевого обода. Добившись с помощью
регулировки сиденья этого положения, отрегулируйте затем спинку
сиденья, чтобы она полностью прилегала к спине. В этом положении
отрегулируйте ремни безопасности: рука должна туго входить под
пристегнутый ремень на уровне груди. Установите подголовник так,
чтобы он препятствовал движению головы назад и упирался средней
частью в затылок.
Проверьте при пристегнутом ремне безопасности удобство
пользования переключателями на щитке приборов, рычагом
переключения передач, положение которого также можно
отрегулировать по росту на легковых автомобилях.
При правильной посадке затылок и позвоночник находятся на одной
линии, близко к перпендикуляру к полу (75—90° в зависимости от
роста). Психофизиологи установили, что такая осанка водителя
позволяет дольше сохранять внимание в сложной дорожной
обстановке.
Правильная посадка водителя особенно ярко проявляется на
поворотах, когда на него воздействует боковая сила. При этом
опытный водитель держит рулевое колесо, как бы слегка
отталкиваясь от него и плотнее прижимаясь к спинке сиденья, что
позволяет ему легче противостоять воздействию боковой силы.
Неопытный водитель на повороте при неправильной посадке висит на
боковом секторе руля При этом если автомобиль не вписывается в
поворот, то довернуть руль бывает очень трудно и неудобно, так
как, во-первых, руки находятся в неудобном для поворота руля
положении, и во-вторых, рулевое колесо используется водителем
как точка опоры для удержания равновесия.
|