Представьте себе крутой поворот загородной дороги. Вдоль дороги
растут деревья, поэтому дорога за поворотом не видна. Ширина
проезжей части всего 4 м. Интенсивность движения на дороге
небольшая. Именно на таких участках было проведено исследование
скоростей движения, выбираемых водителями при подъезде к
повороту. Оказалось, что водители, которые двигались по участку
первый раз и не знали, что интенсивность движения на нем
незначительна, выбирали скорость, позволяющую им остановить
автомобиль при внезапном появлении на дороге встречного
транспорта. Те же, кто часто ездил по этой дороге и хорошо знал,
что вероятность появления встречного автомобиля мала, подъезжали
к повороту на скорости, при которой встречный разъезд был
практически невозможен.
В качестве объекта другого исследования был выбран обгон.
Поведение водителей при совершении этого маневра изучалось с
помощью фотографирования автомобилей, обгоняющих автомобиль, в
котором находились лица, проводившие исследования. Когда к
автомобилю экспериментаторов на прямом участке сзади приближался
автомобиль, то его водитель не начинал обгон, если видел впереди
встречное транспортное средство, причем независимо От того,
какое до него расстояние. Однако в тех случаях, когда автомобиль
экспериментаторов приближался к повороту, водители, двигаясь за
ним, часто принимали решение совершить обгон. Очевидно, они
просто пренебрегали небольшой вероятностью возможного появления
из-за поворота встречного автомобиля.
И наконец, третьим примером, подтверждающим тот факт, что
большинство водителей пренебрегают маловероятной опасностью,
может служить исследование выбора скорости движения в темное
время суток. Было выяснено, на каком расстоянии водитель
автомобиля может в темное время суток заметить пешехода, идущего
по дороге впереди. После этого замерена скорость движения
большого числа водителей. Оказалось, что подавляющее большинство
движется со скоростями, намного превышающими безопасную, т.е.
позволяющую остановиться до столкновения с появившимся
пешеходом. Очевидно, вероятность появления пешехода на дороге
расценивается как чрезвычайно малая величина либо неверно
оценивается остановочный путь автомобиля или расстояние, с
которого можно заметить пешехода.
Чем же объясняется столь устойчивая склонность людей
недооценивать маловероятную опасность? Возможно, она связана с
тем, что решение принимается по принципу «все или ничего». То
есть если вероятность появления события оценивается ниже
какого-то определенного уровня, то оно просто не принимается во
внимание.
Другая особенность принятия решения заключается в том, что
вероятность желаемого события обычно переоценивается. Эта
особенность известна многим. Стоит чего-нибудь захотеть очень
сильно, как начинает казаться, что достигнуть желаемого совсем
нетрудно. При этом все сложности, опасности, сопряженные с
достижением цели, сильно преуменьшаются.
Результаты многочисленных экспериментов показывают, что при
одинаковой объективной вероятности возникновения двух
положительных событий человек склонен считать более вероятным то
событие, которое, по его мнению, он может контролировать, исходя
из имеющихся у него навыков и способностей. Для пояснения этого
вывода рассмотрим простой пример. Представьте себе, что в ходе
эксперимента водитель проходил испытания на очень сложном
полигоне и он достиг определенного уровня развития навыков
вождения. Допустим, в 65% случаев он проезжает трассу на
полигоне за 10 мин. Если этому водителю, участвующему в
соревновании, дать возможность выбора — либо получить 85 очков
просто так, без проезда по трассе, либо проехать по трассе за
время, не превышающее 10 мин, и получить в случае успеха 100
очков, то большинство выбирают второй вариант.
Подобные эксперименты показывают, что люди часто проявляют
слишком большую самоуверенность. В условиях дорожного движения
чрезмерная самоуверенность довольно часто является причиной
ошибок.
Для многих людей очень сложно точно оценить разницу в тяжести
возможных последствий при столкновении
автомобиля на разных скоростях. Как правило, большинство
недооценивают влияние скорости на тяжесть возможного последствия
столкновения.
В одном эксперименте группе водителей предложили ответить на
вопрос, при какой скорости они смогут остановить автомобиль так,
чтобы полностью предохранить себя от удара, держась за ручку,
находящуюся на ветровом стекле. Многие назвали скорость около 25
км/ч. Фактически же эта скорость равна всего лишь 7 км/ч.
Восприятие опасности, связанной со скоростью, существенно
зависит от возраста человека. На вопрос о том, какую роль играет
скорость автомобиля в ДТП, лишь 15% водителей в возрасте до 25
лет отметили высокую скорость как главную причину происшествий.
В то же время среди водителей старше 25 лет ее отметили уже 43%.
Очевидно, молодые водители переоценивают свои возможности
компенсировать опасные последствия высоких скоростей движения
умелым вождением.
Оценивая опасность ситуации, учитывайте вашу склонность к
недооценке маловероятных событий. |