Если происшествие неминуемо
Статистика свидетельствует, что более 40% от общего числа
травм при ДТП приходится на голову, более 20% — на ноги, свыше
10% — на руки.
При неизбежности удара надо успеть упереться полусогнутыми
ногами в пол: левой — слева от педали сцепления в надколесный
кожух, правой — в педаль тормоза (при лобовом и боковом
столкновениях) или дросселей (при касательном ударе). Голову
необходимо втянуть в плечи, а руками упереться в рулевое колесо
или приборный щиток. При фронтальном ударе многие пассажиры
инстинктивно упираются руками в лобовое стекло — это абсолютно
бесполезно и крайне опасно. Лучше в такой момент защищать голову
руками.
В случае угрозы заднего удара (вы видите это в зеркала
заднего вида) при отсутствии подголовников можно
успеть крепко обхватить затылок руками. Этим вы защитите
голову и шейные позвонки от опасных травм. Можно также успеть
соскользнуть вниз, упершись головой в спинку сиденья.
В случае угрозы опрокидывания при отсутствии ремней
безопасности водитель может успеть упасть на соседнее сиденье
(если оно свободно) лицом в подушку и крепко схватить его
руками. Если рядом пассажир, то он кладет голову на колени
водителю, а тот ложится и накрывает пассажира собой. Оба
держатся за сиденье.
Если на заднем сиденье легкового автомобиля нет ремней
безопасности, то при лобовом столкновении пассажиры должны
наклониться вперед, закрыть руками лицо, подогнуть ноги и плечом
упереться в спинку переднего сиденья. Если пассажиров двое, то
один с поджатыми ногами ложится на сиденье, закрыв голову
руками, а другой боком между передними и задними сиденьями. При
опасности опрокидывания автомобиля нужно уцепиться за спинки
передних сидений. Хвататься за ручки дверей опасно, они могут
открыться в самый неподходящий момент.
Разумеется, так поступать могут только обученные и
тренированные пассажиры и водитель. Поэтому с постоянными
пассажирами надо договориться о совместных действиях в опасных
ситуациях. Водитель, как правило, раньше пассажиров видит
неизбежность ДТП, поэтому он должен успеть предупредить
остальных об опасности.
Анализ статистики ДТП позволяет выявить относительную
закономерность размещения пассажиров в автомобиле (с точки
зрения получения тяжелых и смертельных травм в случае аварии).
Так, в легковом автомобиле (данные США) наиболее опасны в этом
отношении 2-е и 4-е места размещения людей (здесь тяжелые и
смертельные травмы отмечаются в 2 раза чаще, чем на остальных
местах). Наиболее безопасны 3-е и 5-е места. В грузовом
автомобиле (данные СССР) наиболее опасно 2-е место, затем 1-е.
ДТП — всегда тяжелое физическое и морально-психологическое
испытание. Нужно мужественно смириться с происшествием, взять
себя в руки и действовать в соответствии с Правилами дорожного
движения:
немедленно остановиться и (или) оставаться на месте
происшествия, включив аварийную световую сигнализацию или
выставив знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не
перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к
происшествию;
принять возможные меры к оказанию доврачебной помощи
пострадавшим, вызвать машину скорой медицинской помощи, а если
это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти
на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение,
сообщить там свою фамилию, номерной знак автомобиля и
возвратиться к месту происшествия. Если пострадавший получил
тяжелые телесные повреждения (переломы, черепномозговые травмы)
и находится без сознания, лучше (если это реально) дождаться
машины скорой медицинской помощи: неумелые транспортировка и
перевозка пострадавшего могут усугубить его состояние;
сообщить о случившемся в милицию (по телефону, с попутным
транспортом), записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать
прибытия работников милиции;
принять все возможные меры к сохранению картины происшествия
и организации объезда данного места. Если следы торможения (юз)
могут быть размыты, затерты, их нужно прикрыть подручными
средствами (ветки деревьев, доски, чехлы сидений и т.п.);
если движение других транспортных средств невозможно,
освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в
присутствии свидетелей положение транспортного средства и
относящихся к происшествию предметов и следов.
Если в результате ДТП произошло только незначительное
повреждение автомобилей, при взаимном согласии в оценке
обстоятельств случившегося водители могут прибыть на ближайший
пост ГАИ для оформления соответствующих документов и получения
справок. Справки необходимы для предъявления в страховые
инспекции, на станции технического обслуживания, а также
работникам милиции по пути следования поврежденного автомобиля.
Предварительно нужно обязательно нарисовать схему происшествия,
которую подписывают участники ДТП.
В заключение хотелось бы, конечно, пожелать, чтобы водителю
никогда не пришлось применять почерпнутые в данном параграфе
знания и приемы на практике. Однако дорога полна неожиданностей,
и водитель должен быть к ним подготовлен. |