Назад
Домашняя
Вверх
Далее

 

 

 

                 
   
Этому учатся на автодромах и тренажерах

Для первоначального обучения и совершенствования водительского мастерства используют автотренажеры и автодромы. Современные автотренажеры способны имитировать основные режимы движения автомобиля, создавая у обучаемого иллюзию управления автомобилем на дороге. При этом уверенность учащегося в полной безопасности выполнения упражнений на тренажере снимает его нервно-эмоциональное напряжение, облегчает и ускоряет выработку навыков.

На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения, маневрирования. Основной принцип обучения — многократное повторение действия (тренаж), выработка на этой основе динамического стереотипа.

Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработки действий рулевым колесом при заносе (предложение Э. С. Цыганкова). Сиденье водителя вместе с рулевой колонкой может на роликах перемещаться влево-вправо, создавая иллюзию заноса. Учащийся должен быстро ориентироваться, куда вращать рулевое колесо для стабилизации машины.

На автотренажерах отрабатывают простейшие навыки движения по дороге: трогание и остановка у светофора, объезд, обгон, повороты на пересечениях, экстренное торможение, встречный разъезд и др. Для этого учащийся смотрит на экран, где демонстрируется соответствующий учебный фильм, представляет себя движущимся в автомобиле по изображенной на экране дороге и с помощью органов управления производит необходимые действия в соответствии с дорожной обстановкой.

Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже моделировать опасные ситуации (внезапное торможение автомобилялидера, внезапное появление пешехода, заносы и потеря управляемости и т. п.).

Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют на учебно-тренировочных площадках и автодромах. Здесь также отрабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в типичных опасных ситуациях методом многократного повторения действий и ситуаций.

Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют радиопереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6—8 машин). Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10—15 км/ч, в конце упражнения — 25—30 км/ч,

Основная задача — выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием. Рекомендуется отработать следующие упражнения:

1) движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию — до 20м;

2) движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.

По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться “змейкой” в потоке, перестраиваться на поворотах и т. п.

Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.

 

 

 

 

 

 

 
    © 2008
     
Hosted by uCoz