Этому учатся на автодромах и тренажерах Для
первоначального обучения и совершенствования водительского
мастерства используют автотренажеры и автодромы. Современные
автотренажеры способны имитировать основные режимы движения
автомобиля, создавая у обучаемого иллюзию управления автомобилем
на дороге. При этом уверенность учащегося в полной безопасности
выполнения упражнений на тренажере снимает его
нервно-эмоциональное напряжение, облегчает и ускоряет выработку
навыков.
На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами
управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения,
маневрирования. Основной принцип обучения — многократное
повторение действия (тренаж), выработка на этой основе
динамического стереотипа.
Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработки
действий рулевым колесом при заносе (предложение Э. С. Цыганкова).
Сиденье водителя вместе с рулевой колонкой может на роликах
перемещаться влево-вправо, создавая иллюзию заноса. Учащийся
должен быстро ориентироваться, куда вращать рулевое колесо для
стабилизации машины.
На автотренажерах отрабатывают простейшие навыки движения по
дороге: трогание и остановка у светофора, объезд, обгон,
повороты на пересечениях, экстренное торможение, встречный
разъезд и др. Для этого учащийся смотрит на экран, где
демонстрируется соответствующий учебный фильм, представляет себя
движущимся в автомобиле по изображенной на экране дороге и с
помощью органов управления производит необходимые действия в
соответствии с дорожной обстановкой.
Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные
тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить
очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже
моделировать опасные ситуации (внезапное торможение
автомобилялидера, внезапное появление пешехода, заносы и потеря
управляемости и т. п.).
Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют на
учебно-тренировочных площадках и автодромах. Здесь также
отрабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в
ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в
типичных опасных ситуациях методом многократного повторения
действий и ситуаций.
Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять
на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют
радиопереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в
упражнении автомобили (6—8 машин). Руководитель упражнений с
радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность
наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее
порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио
может давать участникам как групповые указания, так и
индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер.
Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя.
Начальная скорость 10—15 км/ч, в конце упражнения — 25—30 км/ч,
Основная задача — выдерживать задаваемые руководителем
дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной
системы, а только дросселированием. Рекомендуется отработать
следующие упражнения:
1) движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со
скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения
скорость до 30 км/ч, а дистанцию — до 20м;
2) движение с перестроением. Из колонны по одному по команде
руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в
колонну по два, по три.
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении
данные упражнения можно усложнить, например двигаться “змейкой”
в потоке, перестраиваться на поворотах и т. п.
Если нет возможности проводить групповые занятия,
динамический глазомер можно совершенствовать с помощью
технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать
скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать,
не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или
подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и
направлении, задаваемых с пульта управления. |