Обзорность и информативность
автомобиля. Обзорность
с места водителя ограничивается конструктивными особенностями
кабины и кузова автомобиля. Широкие стойки кузова, большой угол
наклона лобового и заднего стекол уменьшают обзор и ухудшают
активную безопасность автомобиля. Наличие высокого кузова или
полуприцепа у грузового автомобиля резко ухудшает задний обзор
автомобиля. Для увеличения обзора устанавливают панорамные (без
поперечной стойки) стекла, подбирают оптимальные углы наклона
стекол и капота, оборудуют автомобиль зеркалами заднего вида.
Стойки кузова и его элементы могут ограничивать обзор,
образовывать «слепые» зоны (рис. 17).
Хорошей передней обзорностью обладают грузовые автомобили с
кабиной, расположенной над двигателем (МАЗ, КамАЗ). Обзорность —
неизменяемое конструктивное качество каждой модели автомобиля,
однако она может ухудшаться в непогоду из-за неработающей щетки
стеклоочистителя, налипания снега, грязи и т. п. Так как
основную информацию о среде движения водитель получает через
органы зрения, обзорность автомобиля играет важную роль в
обеспечении безопасности движения.
Для того чтобы намерения водителя были понятны другим участникам
движения, он пользуется средствами сигнализации. Среди
световых приборов сигнализации имеются указатели поворотов,
передние и задние габаритные фонари (подфарники), стоп-сигналы.
Все транспортные средства для лучшей видимости в темное время
имеют отражатели света: сзади — красные, на боковых сторонах —
оранжевые, на передней части прицепов и полуприцепов — белого
цвета. Они также оборудуются фонарем для освещения заднего
номерного знака.
На всех автомобилях устанавливаются фары дальнего и ближнего
света, могут быть установлены также противотуманные фары и фары
заднего хода. Свет всех фар может быть белый или желтят.
Общая цель оборудования указанными приборами — повысить
безопасность автомобиля.
Кроме указанных традиционных приборов, на некоторых зарубежных
автомобилях устанавливаются радары, сигнализирующие водителю об
опасном сокращении дистанции между автомобилями, а также
навигационное оборудование, позволяющее водителю точно
определять свое местонахождение на местности. Представляет
удобство выпускаемый в Канаде ультразвуковой прибор,
предотвращающий наезды на объекты при движении задним ходом
путем подачи водителю звукового сигнала при опасном приближении.
Установленный на автопоезде прибор позволяет подъехать задним
ходом к краю погрузочной платформы на расстояние 25 мм без
помощи посторонних лиц или зеркала заднего вида. Кроме обычных
средств внутренней информативности автомобиля
(контрольно-измерительные приборы), многие автомобили
оборудуются сигнализаторами аварийного падения давления, отказа
тормозных контуров, состояния шин, тормозных и рулевого
механизма, закрытия дверей автомобиля и др. Помимо удобств,
такие приборы дополнительно повышают активную безопасность.
|