Движение по
плохой дороге Те, кто собирается купить
автомобиль, часто мечтают, как они будут ездить на дачу,
рыбалку, охоту, за грибами. Звонкая тишина леса, изгиб реки, ни
души, лишь машина в тени деревьев... Чем не идиллия? Потом все
эти мечты у многих разбиваются о суровую действительность: нет
съезда с дороги, а если и есть, то без парашюта не спустишься
или такая яма, глина, снег, песок, болото и т. д. и т. п., что
не проехать. Поэтому пока призыв Остапа Бендера — «Улучшайте
дороги!» — еще актуален, научимся ездить по бездорожью.
Обратим внимание на технические возможности автомобиля, а
именно на проходимость. Автомобили «Запорожец», «Жигули»,
«Москвич», «Волга» в принципе предназначены для движения по
хорошим дорогам. И только ЛуАЗ, УАЗ и «Нива» могут двигаться по
бездорожью. Помните таинственную формулу«4х4»? Она означает, что
обе оси ведущие. Это главное в повышении проходимости. Из него
видно, что обычные машины губит малый дорожный просвет, длинная
база и большие свесы, особенно у кузовов типа седан. Они легко
задевают препятствия. Отсюда первый принцип движения по
бездорожью: семь раз отмерь — тогда поезжай.
Мы знаем: чтобы преодолеть препятствие, нужно приложить
большую силу. На автомобиле это сила тяги, она тем больше, чем
ниже передача. Отсюда второй принцип: через препятствия — па
низшей передаче.
На грунтовых и вязких дорогах, в колее надо крепко держать
руль, чтобы его не выбило. Итак, третий принцип: держать
руль двумя руками большими пальцами наружу.
Грунтовые дороги. Стараться реже переключать передачи, так
как часто трогание на таких дорогах — проблема. Для этого
водитель должен внимательнее оценивать дорогу, чтобы плавно
регулировать движение. Иногда для улучшения обзора приходится
даже подкладывать под сиденье подушку. На скользкой глине
автомобиль может не послушаться руля и ехать прямо. Не
пугайтесь. Во-первых, автомобиль тормозит на такой почве
отлично, а во вторых, через 10—15 м он все-таки нехотя, но
начнет поворачивать. Поэтому если такое явление наблюдается,
надо начинать поворачивать раньше, с запасом на скольжение.
По колее. Все зависит от глубины колеи. Трудности чаще
возникают при попытке выехать из колеи — автомобиль отбрасывает
обратно. Нужно применить маятниковое движение рулем с резким
поворотом в сторону выезда и нажать на газ. Пересекать колею
лучше наискосок под углом 45—60°. |